Стенд проверки датчика давления |
В автоматизации современной промышленности и на транспорте (включая судоходство) широкое распространение получил стандарт передачи аналогового сигнала "токовая петля 4-20 мА". Практически все поставщики промышленных микроконтроллеров поддерживают этот стандарт. Основное преимущество токовой петли (по сравнению с более дешевой параметрической передачей напряжением) в том, что точность не зависит от длины и сопротивления линии передачи, поскольку управляемый источник тока автоматически поддерживает требуемый уровень тока в линии. Такая схема позволяет запитывать датчик непосредственно от линии передачи. ![]() Стенд проверки датчика давления Одной из составляющих любого измерителя тока является преобразователь, который пропорционально конвертирует ток от датчика в напряжение. Это напряжение, в свою очередь, подается на аналоговый вход PLC (например, Arduino) для последующей обработки в АЦП контроллера. На этой страничке сайта представлен самодельный преобразователь для подключения к Arduino датчиков, работающих по протоколу токовой петли 4-20 мА. При описании того преобразователя, как источник тока использовалось не реальное устройство, а самодельный задатчик тока. На этой страничке сделана попытка перейти от теории к практике : здесь показано применение преобразователя вместе с конкретным датчиком. В качестве подопытного - датчик давления Danfoss MBS 5100. Итак, далее представлена имитация аварийной ситуации, которая продемонстрирует, как можно использовать преобразователь токовой петли для диагностики неисправности. Но сначала нам надо собрать тестовый стенд. |
ТЕСТОВЫЙ СТЕНД |
Этот стенд будет полностью повторять сборку с преобразователем токовой петли. К нему мы добавим источник питания петли и клеммницы для удобства подключения. Что входит в состав системы : PLC Arduino UNO с шилдом Sensor Shield v5.0 (питание 7-12 В постоянного тока), LCD-дисплей с шиной I2C, понижающий DC-DC конвертер для питания преобразователя и дисплея, повышающий DC-DC конвертер для питания токовой петли (24 вольта), кнопочный пост с тремя кнопками и самодельный преобразователь токовой петли. |
ПОДКЛЮЧЕНИЕ |
Здесь приведено соединение всех элементов системы управления, Arduino (через шилд), преобразователя и самого датчика. В виде схемы подключение представлено ниже. ![]() Электросхема проверки датчиков
|
КНОПКИ УПРАВЛЕНИЯ И ИНДИКАЦИЯ |
Управлять системой можно с помощью трех кнопок : НАСТРОЙКИ, ВВЕРХ, ВНИЗ. Рассмотрим их функции подробно : Кнопка НАСТРОЙКИПри нажатии этой кнопки вы будете циклично переходить по пунктам меню. Изменение параметров осуществляется кнопками ВВЕРХ и ВНИЗ. Изменение цифровых параметров сразу принимается системой, подтверждение не нужно. Пройдемся по пунктам меню Настройки.
Кнопки ВВЕРХ-ВНИЗЭтими кнопками меняются значения параметров. ИНДИКАЦИЯ LCD
|
КАЛИБРОВКА |
После того, как тестовый стенд собран, его нужно откалибровать (если вы не сделали это раньше). Для этого загрузим в Arduino тестовый скетч. Для имитации токовой петли будем использовать задатчик тока, для чего к его клеммам ТЕСТ подсоединим мультиметр в режиме замера тока. Теперь, собственно, токовая петля. На плюсовую клемму задатчика подадим плюс от повышающего DC-DC конвертера (клемма VOUT+). Минусовую клемму задатчика соединим с плюсовой клеммой нашего преобразователя тока, а минусовую клемму преобразователя соединим с минусом DC-DC конвертера (клемма VOUT-) - петля замкнулась. Промышленные датчики могут работать при напряжении от 12 до 30 вольт. Мы сразу выставим на выходе повышающего DC-DC конвертера стандартные 24 вольта. ![]() Стенд для калибровки преобразователя тока Теперь калибровка. Потенциометром на задатчике выставим силу тока 4 мА, а затем присвоим параметру MinVolt значение из параметра V в верхней строчке LCD. В MinVal забиваем 4 мА. Затем выставляем по мультиметру ток 20 мА и также меняем параметр MaxVolt в соответствии с параметром V в верхней строчке LCD, а MaxVal присваиваем 20 мА. Теперь при изменении силы тока задатчиком мы увидим такие же показания тока на LCD-экране, как и на мультиметре. Результаты замеров в скетче могут выглядеть подобным образом :
Конечно вы можете вместо тока 4 - 20 мА сразу подставить измеряемый параметр. Например, на датчике Danfoss MBS 5100-2011-1DB04 написано, что 4 - 20 mA соответствуют 0 - 10 bar. Так можно сделать, если вы эту систему будете использовать для управления каким-либо объектом на постоянной основе. Но для тестирования лучше оставить ток, чтобы из-за каждого нового датчика не лезть в настройки. А измеряемый параметр можно быстро пересчитать из тока на калькуляторе. Очень важное замечание по поводу используемого для калибровки мультиметра. Выше описана проверка преобразователя с использованием АЦП Arduino. Если вы будете использовать вместо PLC мультиметр, учтите следующее : как видно из электросхемы задатчика, на выходе с него стоит RC-фильт. При подключении тестера для замеров он образует с резистором R5 делитель напряжения, поэтому на выходе мы получим Uвых=Uвх*R5/(R5+Rм), где Rм - внутреннее сопротивление мультиметра. При использовании мультиметров с гарантированным внутренним сопротивлением в 10 мегаом особенных проблем нет - падение напряжения на замере есть, но оно не критично. В дешевых же тестерах (в районе 300 рублей) внутреннее сопротивление составляет 1-2 мегаома, и ошибка (падение напряжения) в замере может стать неприемлемой. Примите это во внимание. То же самое относится и к дешевым осциллографам, например DSO138. |
ТЕСТИРОВАНИЕ ДАТЧИКА |
Попробуем смоделировать реальную ситуацию : есть главный двигатель (ГД) теплохода. Его работу обеспечивают несколько систем, одна из них - топливная. Среди контролируемых параметров этой системы есть и давление топлива, которое можно прочитать как на обычных манометрах, так и на электрическом индикаторе. Последний работает от датчика Danfoss MBS 5100 и выводит показания в ЦПУ (центральный пост управления) машинного отделения. ![]() ЦПУ машинного отделения Во время проверки параметров работы двигателя мы замечаем, что давление топлива по индикатору упало. ![]() Электрический индикатор давления топлива Бросаем взгляд на блоки контроля подкачного и циркуляционного топливных насосов - они в работе. ![]() Блоки управления топливными насосами Спускаемся к местному посту управления ГД. ![]() Местный пост управления ГД И проверяем давление топлива по манометру. Все в порядке. Значит неисправность в электронной системе замера этого параметра. Проблема может быть в датчике, проводке, преобразователе или в самом индикаторе. Чтобы проверить датчик, воспользуемся нашим тестовым стендом. ![]() Манометр давления топлива Откроем щит с датчиками главного двигателя. Найдем тот, что отвечает за давление топлива. ![]() Щит с датчиками главного двигателя Отсоединим родную фишку и подсоединим наш тестовый стенд. Но сначала обратимся к инструкции к датчику Danfoss MBS 5100 и проверим его полярность, допустимое напряжение и нагрузку. Напряжение питание датчика : 10 - 32 вольта постоянного тока (у нас 24 вольта), нагрузка рассчитывается по формуле и для 24 вольт не должна превышать 700 Ом. В нашем преобразователе стоит нагрузочный резистор в 10 Ом. ![]() Щит с датчиками главного двигателя Подключим стенд к питанию и проверим показания на LCD. ![]() Тестовый стенд На экране - 14,9 мА, что соответствует давлению 6,8 bar на манометре. Теперь перекроем клапан к манометру и датчику и сбросим давление в трубке через тестовый штуцер. Ток на дисплее упал до 4,4 мА. Конечно это не 4 мА, которые должны быть при 0 bar, но в принципе датчик рабочий и его можно исключить из поиска неисправности. ![]() Тестовый стенд Небольшое замечание касательно полярности датчика Danfoss MBS 5100. В инструкции, что представлена на сайте, плюс от источника питания подается на клемму 1 датчика, а выход с датчика к преобразователю - на клемму 2. Но на практике все оказалось несколько сложнее. Во время проверки других датчиков этой же серии попадались как те, где полярность соответствовала инструкции, так и те, где она была "перевернута". Возможно, это разные модификации внутри одной серии MBS 5100, так как полное обозначение датчика включает в себя еще несколько цифр и букв. Но здесь важно помнить следующее. Раз такая ситуация возможна в принципе, обязательно проверьте по datasheet, допускает ли датчик переполюсовку (есть ли защита по полярности). У Danfoss MBS 5100 она есть. Второй вопрос, а не повредит ли переполюсовка самодельному преобразователю токовой петли? Нет, не повредит. Благодаря тому, что в его схеме в качестве буфера используется операционный усилитель, перемена плюса и минуса на входе ему не страшна. И третий аспект этой проблемы. Если после первого подключения тестового стенда на экране вы увидели показания в районе 0 мА, не стоит сразу браковать дачик. Сначала поменяйте полярность токовой петли и перепроверьте еще раз. Итак, мы проверили датчик давления, и он оказался рабочим. Продолжим поиск неисправности и проверим сам индикатор в ЦПУ. Процесс описан на этой страничке. |
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРОЕКТА |
|
ТЕСТОВЫЙ СКЕТЧ |
Ниже представлен скетч системы управления. В этом окне он неудобочитаем, поэтому скачать его в формате ino вы можете по этой ссылке. Для работы этого скетча вам понадобятся дополнительные библиотеки :
Если есть возможность, проверьте эти библиотеки на наличие обновлений. |
|